Версия для слабовидящих
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!




Дистанционное обучение

Дистанционное обучение — это обучение, в основу которого положен принцип пространственной и временной отдалённости преподавателей и студентов друг от друга, а сам процесс обучения осуществляется с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий.
Рассматривая сущность дистанционного обучения, нельзя не принимать во внимание ряд его принципов, среди которых следует выделить:
— принцип деятельности, который означает, что все материалы должны касаться основных видов учебной деятельности и базироваться на реальных операциях, давая возможность применять собственный опыт студента для их решения;
— принцип формирования поддерживаемой дружеской среды, позволяющий снимать психологические барьеры страха перед знаниями и тревоги. Вместо них формируется чувство безопасности и уверенности в себе, что в итоге оказывает содействие внутреннему раскрепощению студента;
— принцип личностно-опосредованного взаимодействия заключается в том, что своевременный мониторинг учебных потребностей и успехов студента, оказывает содействие усовершенствованию его креативных, коммуникативных и рефлексивных способностей;
— принцип открытого коммуникативного пространства сопровождается применением графики, анимации, звука и цвета, специальных эффектов, гипертекстов. Принцип подразумевает обсуждение результатов деятельности студентов и развитие индивидуального творческого подхода в учебной работе;
— принцип интерактивности отражает закономерности не только контактов студентов с преподавателями, но и студентов между собой (в случае групповых занятий), что оказывает содействие интенсивности учебного процесса,
— принцип стартовых знаний рассчитан на предыдущую подготовку студентов, которая будет оказывать содействие быстрому и лёгкому усвоению новой информации за счет активизации приобретённых умений и навыков;
— принцип индивидуализации, для выполнения которого проводится входной и текущий контроль, позволяющий разработать индивидуальную учебную программу,
— принцип идентификации является общим мероприятием безопасности, направленным на устранение «фальсификации» обучения. Одним из его технических средств выступает видео-конференц-связь;
— принцип регламентации обучения вводит временные ограничения для обучения и самостоятельной работы студентов,
— принцип отбора информационных средств обучения позволяет ставить и решать актуальные задачи педагогики, андрагогики, развития человека, его интеллектуального и творческого потенциала, учитывая все компонента обучения: цель, а также иные элементы, включая формы и средства образовательного процесса, содержание обучения;
— принцип обеспечения открытости и гибкости обучения снимает ограничения по возрасту начального образовательного ценза с целью обучения в виде собеседований, анкетирования, тестирования и т.п
Учитывая указанные выше принципы, можно сделать вывод относительно преимуществ, эффективности и действенности дистанционного обучения. Студенты ощущают необходимость дальнейшего обучения, обретают возможность работы с учебными материалами в таком режиме и объёме, который подходит непосредственно им. Эффект зависит от того, насколько регулярно занимается студент. Последовательное выполнение контрольно-диагностических задач и выпускной работы, поддержка со стороны преподавателя-координатора обеспечивает планомерное усвоение знаний.
Главными преимуществами дистанционного обучения при этом становятся:
— возможность образования широких слоёв населения;
— гибкость при выборе времени, места обучения и типа учебного заведения;
— наличие индивидуального подхода с учетом потребностей и психологических особенностей студента;
— доступность и открытость обучения;
— совмещение обучения и профессиональной деятельности,;
— возможность самореализации для студентов и преподавателей;
— объективность оценки знаний, проводимой при помощи специальных программ;
— улучшение познавательных навыков студентов, развитие самостоятельности, творческого и интеллектуального потенциала.
В научной литературе нет чётко очерченных критериев эффективности дистанционного обучения, однако, проанализировав некоторые источники, мы пришли к выводу, что ими могут быть: информативность содержания обучения; гибкость обучения; технологическое состояние системы обучения; адаптивность программ для различных категорий учащихся, например для людей с особыми потребностями; доступность и экономичность обучения, в т.ч. по отношению к традиционному образованию; конечное качество подготовки специалистов. Общая оценка эффективности может быть выведена как сумма оценок по перечисленным критериям.
При этом на конечную эффективность обучения влияет ряд факторов: организация процесса обучения по выбранной модели, выбор средств и методов, информационно-коммуникационных технологий, профессионализм преподавателя, эффективность управления обучением.
Взирая на все преимущества, нельзя пренебрегать отрицательными сторонами дистанционного обучения, ведь устранение отдельных недостатков оказывает содействие усовершенствованию системы в целом. При этом следует отметить собственно отсутствие очного общения учителя и ученика, что, в конце концов, влияет на индивидуальность подхода в обучении. Студенты не всегда самодисциплинированы, сознательны и самостоятельны, что необходимо при дистанционном обучении. Если при традиционном обучении достаточно присутствия студента на занятиях, то для дистанционного образования нужна хорошая техническая оснащённость, которая будет оказывать содействие постоянному доступу к источникам информации. Недостаток практических занятий и отсутствие постоянного контроля тоже можно отнести к отрицательным моментам. При дистанционном обучении технических специалистов возникают и проблемы методического характера. Например, при обучении и повышении квалификации инженеров возникает потребность демонстрации выполнения процесса. Единственный выход при дистанционном обучении — анимация. А это невозможно при плохом техническом обеспечении. Отсутствие технической базы служит причиной проблемы проведения экзаменов в режиме «он-лайн» ведь студент для ответа на экзаменационные вопросы может пригласить за компьютер своего друга — отличника.
Нужно также указать низкую теоретическую обоснованность проблемы дистанционного обучения. Это сказывается в отсутствии чётких целей обучения и необходимых начальных требований к студенту, для работы в этой системе; слабом уровне системы контроля его знаний; отсутствии требований к содержанию дистанционных курсов и учебно-методическому обеспечению; отсутствии централизованного планирования и чёткости в оперативном регулировании процесса развития учебно-методического комплекса в информационном направлении; слабом экономическом механизме стимулирования учебной и научно-методической активности преподавателей в сфере инновационных учебных технологий; неразвитой базе нормативных документов и отраслевых стандартов, которые определяют состав и содержание учебно-методического комплекса дистанционного обучения; склонности к традиционным технологиям обучения и компьютерофобии части профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.
Таким образом, к числу главных недостатков дистанционного обучения можно отнести:
— отсутствие и студентов навыков самостоятельной работы и как результат неэффективное использование времени занятий;
— неумение сосредоточиться на обучении в неофициальной (чаще домашней обстановке), повышенная отвлекаемость и рассеяность внимания студента;
— возможные технические неполадки в системе дистанционного обучения;
— периодическая невозможность получить мгновенную консультацию преподавателя;
— направленность на людей старшего возраста, низкая эффективность при обучении подростков и молодежи.
Подобные недостатки обусловлены рядом проблем, сложившихся в системе дистанционного обучения нашей страны:
— терминологические проблемы – отсутствие чёткого психологического и педагогического обоснования дистанционного обучения, ориентация сугубо на техническую сторону, недостаток методик психолого-педагогического сопровождения «обучения на расстоянии»;
— юридические проблемы – неразвитость нормативно-правовой базы дистанционного обучения, недостаточное количество специализированных учебных заведений;

Таблица. Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Преимущества Недостатки
Доступность и гибкость обучения, возможность обучения различных слоёв населения Низкая эффективность из-за отсутствия навыков самостоятельной работы у студентов
Индивидуальный подход в обучении, открытость обучения Отсутствие прямого контакта, «живого общения»
Освещение образования и профессиональной деятельности, карьерный рост Направленность на людей старшего возраста, низкая эффективность при обучении подростков и молодежи
Объективность оценки знаний и навыков студентов Технические неполадки, искажение информации
Самореализация студентов и преподавателей, развитие познавательных навыков, использование мотивации Неумение сосредоточиться на обучении в неофициальной, отсутствие коллектива, недоразумения с преподавателем

— технико-методологические проблемы – игнорирование психологических законов восприятия и усвоения информации с использованием мультимедийных средств разной модальности: текст, рисунки, анимация, звуки, музыка, различные языки;
— методические проблемы – сложность разработки электронных вариантов традиционных учебных материалов, прежде всего, учебников и практических пособий.
Отдельно следует охарактеризовать психологические проблемы дистанционного обучения, содержащие четыре аспекта:
— психологический барьер при пользовании компьютерными технологиями, сетью Интернет, возникающие преимущественно у людей старшего возраста;

— отсутствие коллектива, ощущение одиночества и коммуникативного барьера с преподавателями;
— возможность недоразумений между преподавателем и студентов при искажении информации;

— нарушение личной саморегуляции студента или преподавателя, пониженный внутренний локус контроля, низкий уровень целеполагания, неумение планировать своё время и деятельность и т.д

Достоинства дистанционного обучения:
1.  Технологичность.

Обучение с использованием современных программных и технических средств: пакет программ Microsoft Office и программы, представленные операционной системой Macintosh, Интернет и электронная почта. Все это делает дистанционное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия учеников с обучающей системой.
2.  Доступность и открытость обучения.
Обучающийся, не покидая свой дом, получает образование. Это особенно актуально для детей с различными заболеваниями, не позволяющими посещать школу.
3.  Индивидуальность систем дистанционного обучения.
Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер, оно более гибкое, ребенок сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам. Такая система обучения заставляет ученика больше заниматься самостоятельно, он получает прочные навыки самообразования.
4. Дистанционное обучение делает процесс творческим, открывает новые возможности для самовыражения обучаемого.

 

Недостатки дистанционного обучения

Говоря о недостатках дистанционного образования, нужно анализировать собственные достижения в процессе обучения. Имеется в виду, что разным людям  удаленное обучение дается по-разному.
К предполагаемым недостаткам дистанционного образования относят:

К числу реальных недостатков дистанционной системы обучения сегодня относят:

Серьезной проблемой дистанционного обучения является переосмысление использования многих проверенных педагогических приемов для лучшего запоминания и усвоения материала, например, таких, как: метод опорных точек, метод сознательных ошибок, метод выбора лучшего решения и т.д. Применение различных педагогических методов становится в значительной степени зависимым от технических средств и способов организации контакта с обучаемыми. Однако при любой технологии взаимодействия преподавателю приходится учиться более сжато и четко излагать материал или отвечать на вопросы
Преимущества и недостатки дистанционного образования – это понятия относительные. В любом случае, каждый студент может найти для себя интересный предмет или педагога для вдохновения. Даже в том случае, если личное общение отсутствует полностью.

Поделиться ссылкой:

Яндекс.Метрика