Версия для слабовидящих
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!




Дистанционные технологии обучения

Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось еще в начале XX столетия. Сегодня, электронная форма с использование дистанционных технологий обучения, предоставляет возможность изучить иностранный язык, пройти дистанционный курс, подготовиться к государственной итоговой аттестации, получить высшее и дополнительное профессиональное образование.

Дистанционная технология обучения на современно этапе – это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение образовательной деятельности на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Дистанционные технологии обучения должны обеспечивать:
— доставку обучаемым основного объема изучаемого материала;
— интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;

— предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;
— оценку знаний и навыков, полученные в процессе обучения.
— предоставление учебников и другого печатного материала в электронной форме;

— проведение вебинаров, видеоконференций, семинаров и т.д.;
— трансляцию передового педагогического опыта лучших учителей-практиков;
— использование для просмотра кабельного телевидения;
— использование голосовой и электронной почты;
— проведение односторонней видеотрансляции;
— использование электронных и цифровых образовательных ресурсов.
Необходимой частью системы дистанционного обучения является самообучение, в процессе которого обучающийся может изучать материал, пользуясь печатными изданиями, электронными учебниками и справочниками. К тому же учащийся может иметь доступ к электронным библиотекам, виртуальным экскурсиям и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной познавательной информации.
Таким образом, технологии дистанционного обучения набирают достаточно большой темп внедрения в учебную деятельность школы, и их сочетание поможет педагогам выстроить более гибкий, персонализированный процесс обучения и учитывать индивидуальные особенности обучающихся.

Нормативно-правовые основы введения электронного обучения

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) общего образования ориентирует образовательные организации на переход к более гибкому, динамичному и персонализированному обучению. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» является той нормативно-правовой базой, тем правовым полем, которые помогают нам реализовать новые стандарты образования.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» есть статьи, которые посвящены непосредственно реализации технологий, связанных с электронным обучением.
Статья 16 более подробно раскрывает понимание электронного обучения. В ней говорится, что «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
В статье 18 говорится: «Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)». В свете того, что с 01 января 2015 года все учебники, входящие в федеральный перечень должны иметь электронную форму, данная статья позволяет школе сделать выбор, который зависит от того, насколько организация, осуществляющая образовательную деятельность, готова перейти и использовать на электронные формы учебников.

Если обратится к зарубежному опыту, то можно увидеть, что реализация таких учебных программ дает положительный результат.
Эффективная организация образовательной деятельности с использованием электронных форм учебников требует овладения участниками процесса новыми компетенциями и их активное использование в совокупности с современными формами и методами обучения.

Электронная форма учебников и ее отличительные особенности
На этапе массовых апробаций по использованию электронных форм не все еще имеют четкое представление о том, как можно получить высокий качественный результат. На что необходимо обратить внимание, чтобы не только ощутить экономическую выгоду замены учебников на печатной основе, существенную разницу в весе портфеля и сам факт наличия электронной формы учебников в классе, но и по-новому организовать образовательную деятельность, основанную на преподавании и обучении в XXI веке.
Что же такое электронная форма учебников? Чем она отличается от электронного учебника, электронного приложения и электронного учебно-методического комплекса (далее – ЭУМК)?
В условиях введения ФГОС общего образования многие учебники на печатной основе, вошедшие в федеральный перечень учебников, имеют электронную форму.

Электронная форма учебников – это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы, и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника. Основным назначением электронной формы обучения является предоставление учащимся возможности самим искать и отбирать информацию.
Электронный учебник – это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.

Электронные учебники содержат ресурсы, позволяющие организовать образовательную деятельность с различными информационными источниками, выполнять практические упражнения и лабораторные работы, осуществлять моделирование и др. При этом установку на самостоятельный поиск материалов с использованием электронных учебников должен непосредственно давать учитель.
Электронное приложение – это набор обособленных электронных объектов, чаще всего не имеющих точной содержательной привязки к материалу учебника и дополняющих этот материал.

ЭУМК включает в себя не только электронный учебник, но и весь методический материал в электронном виде, сопровождающий тот или иной УМК: контурные карты, рабочие тетради, задачники, дидактические материалы для учителя, тесты и т.д.
Электронная форма учебников четко повторяет тот материал, который представлен в учебнике на печатной основе, но имеет ряд существенных преимуществ:

-избыточность и вариативность содержания;

-мультимедийность и интерактивность;

-возможность самопроверки;

— интуитивно понятный интерфейс;

— разнообразие форм представления учебной информации.
Электронная форма учебников имеет достаточно много различных направлений, в которых можно ее использовать, но при этом выделим главные из них:
1. Основной источник учебной информации.
Здесь предполагается работа с электронным учебником как с основным гипертекстовым содержанием. При этой работе можно использовать интерактивные доски, lcd-панели, проекторы и т.д. Причем, это может происходить как в стационарных, так и в мобильных компьютерных классах;

  1. Источник дополнительной информации.

В этом случае электронная форма учебников выступает в роли интересной и продуктивной базы при конструировании уроков и инструмента для индивидуализации обучения. С помощью нее можно легко выстроить индивидуальные образовательные траектории как для учащихся, которые испытывают затруднения в обучении, так и для «продвинутых» учеников. Использование дополнительных заданий является основой для разнообразных заданий, в том числе творческого и проектного характера, способствует достижению предметных, и метапредметных результатов обучения;

  1. База тестовых заданий с автоматической проверкой.
    В этом контексте электронная форма учебников является инструментом для оперативного контроля уровня знаний обучающихся и дидактической базой для конструирования урока. В электронной форме учебников имеется система двухуровневых тестов. Первый уровень выступает в роли тренажера, в котором проверяется правильность выполнения задания. С тренажерами ученики могут работать столько раз, сколько им требуется. Второй уровень тестов – это контроль. Контролирующий тест можно пройти только один раз в онлайн режиме. Оценка за выполнение тестовых заданий в рубрике «Контроль» фиксируется, и изменить её нельзя;
  2. Инструмент по работе с информацией.
    В настоящее время работа в информационном пространстве одно из главных требований, предъявляемых к специалисту. Ориентируясь на это, школа должна подготовить конкурентно способных учеников. Систематическое использование электронной формы учебников в процессе обучения способствует приобретению у школьников навыков работы с различной информацией, так как в них заложены и сервис поиска, заметки, закладки и т.п. Материал, который представлен в виде гиперссылок, можно очень удачно использовать для обучения детей работы над проектом.

Что же получает общеобразовательная организация, если она вводит в образовательную деятельность электронные формы учебников:
-управленческий потенциал;

— интеграция с информационно-образовательной средой школы;
-качественное использование информационно-коммуникационных технологий;

-мониторинг успешности обучающихся;
-организация электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
— контролируемая «выдача» и «возврат» в школьную библиотеку;
— педагогический потенциал;

— поддержка в построении индивидуальной образовательной траектории;
— помощь в организации самообразования в удобном месте и в удобное время;

— условия реализации инновационных образовательных технологий и методик;

— поддержка в формировании ключевых компетенций в работе с разными источниками информации.

Внедрение в образовательную деятельность электронной формы учебников способствует более качественному и системному выполнению задач, поставленных ФГОС общего образования, привлечение дополнительного контингента учащихся, повышение квалификации педагогических кадров, экономия средств за счет повышения уровня педагогической деятельности.
Учителя при использовании электронных форм учебников получают возможность приобретения квалификационных компетенций, направленных на реализацию ФГОС общего образования, повышение эффективности педагогической деятельности с целью достижения новых образовательных результатов, использование новых видов контроля и коммуникаций в педагогическом процессе, повышение познавательной деятельности обучающихся.

Для учащихся наиболее интересным будет то, что при использовании электронных учебных изданий есть большая возможность для реализации индивидуальных учебных планов с неограниченным выбором учебных предметов, максимальная объективизация при процедуре оценивания результатов, интенсификация учебной деятельности с целью экономии времени для реализации иных образовательных или культурных потребностей учащихся. Родители также получают дополнительную возможность индивидуального общения с учителем.

 

Поделиться ссылкой:

Яндекс.Метрика