Правовое и методическое обеспечение введения ФГОС на начальной ступени образования

 
 

Правовое и методическое обеспечение введения ФГОС

 

на начальной ступени образования

         Основная задача проекта «Новая школа» заключается в  создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны.
     В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Поэтому при организации урочной и внеурочной деятельности необходимо учитывать не только возрастные особенности школьников,  но и  отличие учебного процесса в начальной, основной и старшей школ. Младшие школьники только начинают осваивать умение учиться, первостепенным у них является формирование мотивации к дальнейшему обучению, что соответствует стандартам второго поколения.  

       С 01.09.2010 г в МБОУ «Беркутская СОШ» была  организована «пилотная» площадка по внедрению  ФГОС, целью которой было:

«Создание условий для реализации равных возможностей получения качественного начального общего образования,  духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся».

      Достижение цели осуществлялось через решение следующей задачи:

  -апробировать разные организационные формы учебной и внеучебной деятельности, методы преемственности дошкольного и начального общего образования с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. 

      Для организации деятельности площадки  была разработана нормативно – правовая база:

1.       Приказ Департамента образования и науки Тюменской области № 408 а – од «Об апробации ФГОС начального образования в 2010 г».

2.       План подготовки школы к ведению ФГОС.

3.       Справка о готовности ОУ к апробации ФГОС.

4.       Приказ об утверждении состава рабочей группы для координации действий пилотной площадки.

5.       План деятельности рабочей группы по внедрению ФГОС.

6.       План внедрения ФГОС.

7.       Учебный план (общий).

8.       Учебный план для 1 класса.

9.       Расписание занятий в 1 классе.

10.  Программы внеурочной деятельности.

11.  Критерии эффективности духовно – нравственного и патриотического воспитания первоклассников(диагностические методики).

12.   Формы анкет.

13.  Индивидуальный лист учащегося.

14.   Индивидуальная карта развития первоклассника.

15.  Стандарты второго поколения.

 Создана рабочая группа в состав которой вошли: директор школы, заместитель директора по учебно – воспитательной работе, учитель 1 класса, руководитель МО начальных классов, психолог, библиотекарь, медицинская сестра, составлен план ее деятельности и план введения ФГОС:

Направление деятельности

Занятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

Организационно – методическая  деятельность

1.Анализ ОП «Школа – 2100» на соответствие новому ФГОС

Июль 2010 г.

Директор

 

2.Разработка и утверждение плана деятельности рабочей группы

Август 2010 г

Директор

3.Ознакомление с нормативно – правовой базой по внедрению ФГОС  начальной школы (МО начальных классов)

Сентябрь 2010 г.

Руководитель МО

4.Диагностика учащихся 1 класса

 

Сентябрь 2010 г, конец каждой четверти

Учитель 1 класса

5.Сравнительный анализ действующего  и нового ФГОС (проблемы)

Октябрь

Заместитель директора по учебно – воспитательной работе, Руководитель МО, учитель 1 класса

6.КМО по теме: «Итоги реализации ОП «Школа 2100» в 1 классе за

 1 четверть 

Конец ноября 2010 г.

Руководитель КМО

7.Совещание при завуче «Результаты психологической диагностики учащихся

1 класса»

Ноябрь  2010 г.

Заместитель директора по учебно – воспитательной работе, психолог

8.КМО учителей начальных классов «Проекты программ по дополнительному образованию и анализ действующих программ для 1 класса»

Февраль 2011 г.

Руководитель КМО, завуч базовой школы.

9.День открытых дверей в 1 классе

10.Посещение учителем 1 класса экспериментальной площадки школы им.Декабристов г.Ялуторовска (дополнительное образование)

Март 2011 г.

 

Декабрь 2010 г.

Администрация ОУ

 

Администрация ОУ

11.Педагогический совет «Деятельность ОУ в условиях перехода на ФГОС  второго  поколения

Май 2011 г

Директор

Образовательная деятельность

1.Формирование заявки для учителя 4 класса по проблеме внедрения новых стандартов

Декабрь 2010 г

Заместитель директора по учебно – воспитательной работе

2.Организовать участие в обучающих семинарах учителей начальных классов по реализации  ФГОС начального  образования

В течение года

Заместитель директора по учебно – воспитательной работе

3.Создать методическую копилку разработок уроков и дополнительных занятий в соответствии с новыми ФГОС

В течение года

Заместитель директора по учебно – воспитательной работе, учитель 1 класса

4.Семинар – практикум «Технологии разработок программ   дополнительного образования  для дошкольников в соответствии с новыми ФГОС (на основе опыта экспериментальных площадок)

Май 2011 г.

Завуч  базовой школы, руководитель КМО воспитателей (В рамках ШО)

Контроль за внедрением ФГОС 

1.ВШК

В течение года

Администрация ОУ

2.Промежуточный анализ по внедрению ФГОС

(выступление учителя на совещаниях, педсоветах)

Конец каждой четверти

Учитель 1 класса

 

План внедрения ФГОС второго поколения

для 1 – 4 классов 2010 – 2011 учебный год.

 

Направление деятельности

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

Работа с педагогическими кадрами

1.Заседание МО начальных классов по проблеме введения ФГОС

2.Семинар «Стандарты второго поколения  в действие»

Октябрь 2010 г.

 

 

Январь 2011 г.

Руководитель МО начальных классов

 

Администрация

Работа с родителями учащихся начальной школы 

1.Родительское собрание «Дополнительное образование первоклассников»

Ноябрь 2010 г.

Директор, учитель      1 класса

2.Открытое заседание кружка  «Мой край»

Январь  2011 г.

Учитель 1 класса

3.Анкетирование родителей:  Организация обучения по новым стандартам  учащихся 1 класса

После каждой четверти

Заместитель директора по учебно – воспитательной работе

Развитие материально – технической базы

1.Оснащение рабочего места учителя 1 класса ТСО и компьютерной техникой

В течение года

Директор

2.Приобретение наглядного дидактического материала  обеспечения образовательной программы  «Школа – 2100» в соответствии ФГОС

В течение года

Директор

Мониторинг

1.Диагностика ЗУН

2.Диагностика внеурочной деятельности

В течение года

Учитель 1 класса

Директор

 

     В экспериментальный класс пришло учиться  16 детей. Обучение велось  по УМК «Школа -2100», утверждённому и рекомендованному МО РФ, по  базисному учебному плану ФГОС второго поколения,  который определял максимальный объём учебной нагрузки, состав учебных предметов и направлений внеучебной деятельности.

       Реализацию базисного учебного плана осуществлял  учитель 1 класса, который был методически подготовлен  к работе по переходу на Стандарты нового поколения (курсовая переподготовка по программе «Особенности реализации технологии  деятельностного метода по программе «Школа – 2100»,  участие  в работе семинаров, видеоконференциий по переходу на Стандарты нового поколения,  МО и КМО начальных классов.

        С целью проверки результатов обученности  первоклассников была проведена стартовая диагностика по  административной линии, согласно которой на 1 сентября умели читать 19% детей, читали по слогам 31%, не читали 50%., 69% детей не умели писать печатными буквами, так как не знали их, у 12% детей не было развито умение держать ручку. Знание букв и их названий  был на низком уровне у 50% учащихся. К концу 1 полугодия  44% учеников имели высокий уровень, 56% — достаточный уровень развития.

    Для совершенствования УУД  на каждого учащегося были заведены Индивидуальные карты развития, где анализировались все диагностические данные ученика, фиксировались все продвижения школьников в освоении приобретённых   умений и навыков  по предметам. Таким образом, было положено начало Портфолио – портфелю достижений, который включал: стартовую диагностику, листы индивидуальных достижений, первые тетради.

               Со второго полугодия введены дополнительные диагностические критерии универсальных учебных действий по предметам, результаты которых  проанализированы в конце года. Примером приведена диагностика по основным предметам, но проводится по всем: и окружающему миру, и технологии, и физической культуре.

 

Литература

Фамилия имя учащегося _______________________________________________________________________________

 

 

Универсальные учебные

действия

III четверть

 

IV четверть

Н

Д

В

Н

Д

В

Использование различных видов чтения:

— ознакомительное

— изучающее

— выборочное

— поисковое

 

 

 

 

 

 

Умение осознано воспринимать и оценивать

содержание различных текстов

 

 

 

 

 

 

Умение обсуждать прочитанное и обосновывать

 нравственную оценку поступков героев

 

 

 

 

 

 

Овладение техникой чтения вслух и про себя

 

 

 

 

 

 

Умение самостоятельно пользоваться справочником

 

 

 

 

 

 

Умение самостоятельно выбирать интересующую

 литературу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Математика

 

Универсальные учебные

действия

III четверть

 

IV четверть

Н

Д

В

Н

Д

В

Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями 

 

 

 

 

 

 

Умение выполнять прикидку

 

 

 

 

 

 

Умение действовать в соответствии с алгоритмом

 

 

 

 

 

 

Умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры 

 

 

 

 

 

 

Умение работать с таблицами, схемами

 

 

 

 

 

 

Умение решать текстовые задачи

 

 

 

 

 

 

Умение использовать начальные математические знания для описания и объяснения  окружающих предметов, явлений

 

 

 

 

 

 

Умение читать, записывать и сравнивать числа второго десятка 

 

 

 

 

 

 

Умение решать уравнения на основе взаимосвязи  между частью и целым

 

 

 

 

 

 

 

Русский язык

 

Универсальные учебные

действия

III четверть

 

IV четверть

Н

Д

В

Н

Д

В

Умение писать слова с печатного текста

 

 

 

 

 

 

Умение находить однокоренные слова

 

 

 

 

 

 

Умение составлять рассказ по рисунку, записывать предложения с комментариями

 

 

 

 

 

 

Умение определять состав слова

 

 

 

 

 

 

Умение находить пары по глухости, звонкости

 

 

 

 

 

 

Умение выполнять звукобуквенный анализ слов

 

 

 

 

 

 

Умение составлять азбуку из письменных букв

 

 

 

 

 

 

Умение записывать слова под диктовку, указывать количество слогов

 

 

 

 

 

 


Базисный учебный  план стандарта второго поколения отводит 10 часов на внеучебную деятельность. С целью её реализации родителям будущих первоклассников было предложено поучаствовать в анкетировании по пребыванию ребёнка в школе во второй половине дня для получения дополнительного образования:

 
 
 
 

Уважаемые родители!

 
 
 
 
 

1.      Согласны ли вы с тем, чтобы ваш ребенок получал дополнительное образование во второй половине дня?               Да                      Нет

 

2.      Оцените по 3-х балльной системе интерес вашего ребенка к следующим видам деятельности:

 

 

 
 
 

Виды деятельности

 
 
 

баллы

 
 
 

примечание

 
 
 

Родитель

 
 
 

Учитель

 
 
 

I раздел:

 
 
 

решает занимательные задачи,

 

 

 

 
 
 

— любит логические игры, головоломки

 

 

 

 
 
 

— любит задания на смекалку и находчивость

 

 

 

 
 
 

— стремится раскрыть различные закономерности

 

 

 

 
 
 

Празден

 
 
 

любит рисовать                         ‘

 

 

 

 
 
 

— любит лепить

 

 

 

 
 
 

— конструирует

 

 

 

 
 
 

— играет в шахматы или в шашки

 

 

 

 
 
 

III раздел

 
 
 

любит физические упражнения

 

 

 

 
 
 

— любит подвижные игры

 

 

 

 
 
 

— любит танцевать

 

 

 

 
 
 

— пластичен

 

 

 

 
 
 

IV раздел

 
 
 

любит петь

 

 

 

 
 
 

— играет на музыкальном инструменте

 

 

 

 
 
 

— сочиняет мелодии

 

 

 

 
 
 

V раздел

 
 
 

любит читать

 

 

 

 
 
 

— сочиняет рассказы; истории, стихи

 

 

 

 
 
 

— с удовольствием занимается русским и ин. языком

 

 

 

 
 
 

У1раздел

 
 
 

любит общаться

 

 

 

 
 
 

— является лидером в играх

 

 

 

 
 
 

— умеет сопереживать и сочувствовать другому человеку

 

 

 

 

  1. В какой области вы бы хотели развивать свого ребенка?

 
 
 
 

  1. Чем, по-вашему, может помочь школа?

 

    По итогам анкетирования были определены направления и формы внеурочной деятельности, которые отражены в вариативной части БУП.

 
 

Вариативная часть – внеурочная деятельность

 
 
 
 

(школьный компонент)

 
 

 

Направления

Формы

Руководитель

Кол-во часов в неделю

Спортивно- оздоровительное

Спортивный клуб «Здоровей – ка»

Е.В.Дмитриенко

2

Художественно — эстетическое

 Кружок «Оч.умелые ручки»

Е.В.Дмитриенко

2

Научно- познавательное

Клуб почемучек

Е.В.Дмитриенко

2

Военно — патриотическое

Факультатив «Я – гражданин России»

Е.В.Дмитриенко

1

Фольклорный кружок «Мой край»

Е.В.Дмитриенко

1

Общественно – полезная деятельность

Библиотечный айболит

Е.В.Дмитриенко

1

Проектная деятельность

Практикум «Все узнаю, все смогу»

Е.В.Дмитриенко

1

 

       Для диагностики воспитанности учащихся были разработаны критерии по отслеживанию эффективности духовно-нравственного и патриотического воспитания, подобраны к ним соответствующие методики.

Критерии эффективности духовно – нравственного и патриотического

воспитания первоклассников.

 

Критерии эффективности

Результативность

Диагностические методики

Отношение к окружающему миру

1.Развитие эмоциональной отзывчивости на происходящее в окружающем мире и в отношениях между людьми.

2.Обогащение эстетических чувств через  эмоциональное восприятие мира, природы и произведений искусства.

3.Воспитание гуманного отношение к животным.

1.Педагогическое наблюдение.

2.Беседа – опрос.

3.Методика составления цветограммы.

 

 

Толерантность

1.Развивать у ребенка умение анализировать, оценивать положительные и отрицательные качества личности человека на примерах реальной жизни и поступков литературных героев.

2.Развивать рефлексивные способности в процессе размышлений, суждений о нравственном и безнравственном.

3.Формировать у ребенка способность ориентироваться в своем поведении на основе собственных нравственных критериев.

4. Формировать у ребенка потребность в саморазвитии через доступных ему виды деятельности.

1.Педагогическое наблюдение.

2.Методика недописанного предложения.

3.Час общения с психологом «Мой характер»

Коммуникативная культура

1.Развитие эмоциональной отзывчивости.

2.Развитие целенаправленного активного мышления.

3.Развитие нравственного критического мышления.

4.Развитие стремление добиваться поставленной цели.

5.Воспитание такта.

1.«Букет настроения».

2.Путешествие по лабиринтам памяти.

3.Педагогическое наблюдение.

Гражданско – патриотическая позиция

1.Воспитание чувства уважения, любви к своим родным и близким, пожилым людям.

2.Воспитание чувственности за свои поступки.

3.Воспитание чувства милосердия.

1.Педагогическое наблюдение

2.Составление проекта «Семейное древо».

3.Методика «Домик»

 

Эстетическая развитость личности.

1.Воспитывать у ребенка, на основе представлений о себе, способность к адекватной самооценке, сознательной и активной организации своего поведения в ситуациях  нравственного выбора.

2.Воспитание волевых чувств.

3.Развитие творческих способностей.

4.Ценностное отношение к книге и потребность в чтении.

1. Педагогическое наблюдение

2.«Паровозик дел»

3.Анализ рисунков

4.Составление цветограммы

5.Алея впечатлений.

 

Эффективность  духовно – нравственного и патриотического

воспитания первоклассников.

 

Развитие личности

Результативность

 

Низкий

Достаточный

Высокий

Отношение к окружающему миру

 

 

 

Толерантность

 

 

 

Коммуникативная культура

 

 

 

Гражданско – патриотическая позиция

 

 

 

Эстетическая развитость личности.

 

 

 

 

    Учебный процесс  был спланирован и осуществлялся  с учётом здоровьесберегающих технологий в классном кабинете, оборудованном разновозрастной мебелью и 100%-ным учебным оборудованием по всем предметам. Рабочее место учителя оборудовано: телевизором, ДВД плеером, магнитофоном, имеется  доступ в видеозал, кабинет информатики.

     Составлена шкала для оценки уровня здоровья учащихся в зависимости от степени адаптации, проведены исследования общего физического развития обучающихся.

Анализируя, результаты апробации внедрения ФГОС, можно отметить положительные стороны:

1. Преемственность учебной и внеурочной деятельности способствует успешному развитию личности ребёнка, те знания, которые он получает во внеурочной деятельности, применяются на уроках и наоборот.

2. Развитие учащихся происходит по индивидуальным траекториям на основании диагностики.

3. Положительные отзывы родителей (на основе анализа анкетирования родителей).

Но вместе с тем и очерчен круг проблем:

1.      Отсутствие постоянно — действующей психолого-педагогической службы в школе приводит к значительной перегрузке рабочего времени учителя, так как вся диагностика выполняется им.

2.      Урочная и внеурочная деятельность должна проводиться в разных кабинетах.

3.      Отсутствие комнаты релаксации для детей. 

Этот учебный год дал нам возможность осмыслить состояние образовательного процесса школы, соотнести его с современными требованиями, подготовиться к дальнейшей модернизации.

 

Поделиться ссылкой:

Яндекс.Метрика